Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Данный документ определяет направления преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы. Комплексно-тематическая модель построения образовательного процесса описана в научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова (2005 год).
Рассмотрим, как комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса реализуется в коррекционной группе, ведущий к такому состоянию связанности и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающие единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом с учетом не допущения перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». От того, насколько продуманно, осуществлено планирование, зависит эффективность реализации образовательных областей в целом.
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы предполагает выполнение заданий рекомендованных логопедом и возможность самостоятельного отбора педагогом содержания обучения и воспитания.
Задачи педагогической работы, решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Учитывалось реализация основной программы «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
Коррекционно-развивающее сопровождение:
Пальчиковая гимнастика О.В.Узорова, О.В.Нефедова, Е.С.Анищенко и «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Н.В. Нищевой;
Для развития артикуляционного голосового аппарата, правильного дыхания и постановки звуков использовали традиционную и нетрадиционную методику Т.В.Буденной, А.Я.Мухиной, Е.А.Алябьевой.
Дыхательная гимнастика К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой;
В комплексном - тематическом построении образовательного процесса мы выделяем лексическую ведущую тему недели это в свою очередь помогает организовать представленную информацию оптимальным способом. Предварительный подбор педагогом лексических тем, предает системность и культуросообразность образовательному процессу. Подборка тем, в рамках которых решаются образовательные задачи, социально значимые для общества, семьи, государства, вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Планирование предусматривает в течение года изучение разнообразных лексических тем, это является наиболее эффективным способом преодоления общего недоразвития речи у детей.
Ребенок «проживает» тему в разных видах деятельности в течение дня.
Таким образом, происходит интеграция содержания и разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться различные виды детской деятельности.
Алгоритм действий педагога на тематической неделе.
Первый этап: формулировка педагогической цели недели, задач развития ребенка, вариантов интеграции образовательных областей
Второй этап: отбор педагогического содержания из разных образовательных областей.
Третий этап: выделение события недели, основная форма организации детско-взрослой деятельности – праздник, развлечение, досуг, выставка творческих работ, игра, викторина.
Четвертый этап: формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом.
Пятый этап: отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности.
Затем осуществляем практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение всей тематической недели. Продумываем формы взаимодействия с семьями воспитанников. Например, на этой неделе провели консультацию, оформили тематический стенд; предложили план беседы с ребенком по данной теме; дали задание нарисовать рисунок. Заключительным этапом явилось проведение итогового мероприятия. Привлечение родителей к участию в деятельности семейных клубов, подготовке совместных досугов, участию в конкурсах и выставках, оформление плакатов «Наши славные дела».
На примере таблицы посмотрим как интегрируют области.
Так в разделе – «Неделя», определяется лексическая тема в соответствии с которой будет построена организационная образовательная деятельность в течение всей недели.
В разделе - «События в окружающем. Познавательно-исследовательская деятельность», интеграция образовательных областей: Познание-развитие познавательных интересов, интеллектуального развития детей, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей по средствам рассматривания картинок, фотографий, иллюстраций; Коммуникация-развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей, по средствам бесед, составление рассказов.
В разделе - «Продуктивная деятельность», интеграция образовательных областей: Социализация - через развитие игровой деятельности детей; Труд – на достижение цели формирования положительного отношения к труду; Художественное творчество – направленное на развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству;
Коммуникация – владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, распределение действий при сотрудничестве); Познание - развитие продуктивной(конструктивной) деятельности.
В разделе – «Художественные тексты (воображаемые события)», интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы» - направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятия) книг; Коммуникация – практическое овладение воспитанниками нормами речи; Познание – Формирование целостной картины мира, расширения кругозора; Социализация.
В разделе «Игры и игровые упражнения», интеграция образовательных областей: Социализация – развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым; Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и детьми; Здоровье – сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, формирование основы культуры здоровья и представлений о здоровом образе жизни.
Разделы «Предметно-развивающая среда», «Взаимодействие с родителями» и «Итоговые мероприятия» интеграция областей: Коммуникация, Социализация, Познание, Художественное творчество, Труд предусматривает активное включение родителей в образовательный процесс, где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка.
Таким образом, процесс на основе комплексно-тематического принципа, позволяет сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, интересной и значимой.